четверг, 15 марта 2012 г.

Школьные годы. Детство.

1Школьные годы чудесные с книжкою, с дружбою, с песнею … как они быстро летят. В начальной школе у нас был предмет «прилежание», по которому у меня стабильно стояло «удовлетворительно» и совершенно справедливо. В школу я ходила не столько за знаниями, сколько за общением со сверстниками и взрослыми, которым частенько приходилось беседовать со мной индивидуально. Получив «отлично» по зоологии я на перемене шла в учительскую, вызывала Антонину Григорьевну Морозову и, открыв дневник, заявляла ей, что она неправильно поставила мне оценку. Антонина Григорьевна брала у меня дневник, смотрела и с недоумением спрашивала: «Как?! Сколько ты заслужила?» На что я с уверенностью заявляла: «Не больше трёх!». Краснела и извинялась за то, что за её спиной кривлялась, смешила класс, в общем, нарушала дисциплину. Антонина Петровна, выслушав мои аргументы, отдала мне дневник, как то улыбнулась, по-особенному и сказала: « Всё правильно, я поставила оценку за знания, а своё поведение ты исправила, так как подошла и извинилась». Начинала я учиться так, что не в сказке сказать, ни пером описать, но попробую. Складывать из букв слоги – получалось, а вот из слогов слова – нет. Читала рэ-а, мэ-а получала вместо «рама» - «мама» и так бы продолжалось, если бы отец однажды не наблюдал наши с мамой мучения при чтении «Букваря». Он взял «Рассказы для детей» Л.Н. Толстого из серии «Книжка за книжкой» и, объяснив, как складываются слова и предложения, зачем надо уметь читать, рассказал о писателе, о быте русского села, о крестьянских детях и их забавах, дал мне книжку, которая стала «волшебной», так как заключала в себе множество тайн. Рассказы были коротенькими и, я без труда осилила свою первую книжку. Надо заметить, что я не очень огорчалась, получая «плохие» оценки. Сентябрь 1951 года был особенным, днём светило по-осеннему тёплое солнце, высокое синее небо с редкими курчавыми облачками-барашками манило своей прозрачностью в высоту, в сказку, в мечту. В такие дни мы первоклашки в большую перемену бегали на рынок и, договорившись, кто и что будет покупать, тратили свои рубли: за один рубль продавали - три моркови, три кедровые шишки, три розовых пряника и сто грамм «фруктовых подушечек». Накупив всего, мы делились « по-братски» и довольные бежали продолжать учиться. После уроков шумной толпой бежали через школьный двор к своим домам, окружавшим школьную территорию. Как то, подходя к своему дому, я заметила, что у сараев отец и его друг Вадим Танания, купивший себе мотоцикл, возятся с новым мотоциклом. Я, подойдя к ним, прошу: «Дядя Вадим, прокати на мотоцикле». Вадим спрашивает: «Как успехи в школе?» - Нормально! Получила – «5»! По какому предмету? – спрашивают оба. Отвечаю: « По письму – «1», по математике – «1» и по чтению – «3»»! Молодые спецы весело поглядывая, спрашивают: « А по математике то за что «1»? Считать то вроде умеешь? - За грязь в тетради».

1 комментарий: