пятница, 1 апреля 2011 г.

Мои университеты 12


Учитель рисования

Наряду с пионерской работой мне надо было думать об организации и проведении уроков рисования. Пошла в библиотеку и попросила показать мне всё, что есть о живописи, художниках и о рисовании в школе. Я представить себе не могла, что в школьной библиотеке есть столько интересного по всем направлениям изобразительного искусства. Набрав книг, методичек и планов, начала знакомиться с содержанием школьного предмета «рисование».

 Первый урок знакомства со мной, как учителем рисования, с содержанием предмета и материальным обеспечением уроков, прошёл без «сюрпризов». Хочу напомнить, что было время когда неуспевающих учеников оставляли на вторный год, мне было девятнадцать, а некоторым семиклассникам – семнадцать.

 Но сюрпризы не заставили себя ждать. На следующем уроке некоторые мальчишки были не готовы к уроку. У них не было альбомов для рисования, карандашей и другой «канцелярии». Я поняла, что к уроку не готова, так как не предвидела сложившуюся ситуацию. Пришлось исправляться на ходу, подумалось, что не может быть, чтобы семиклассники ничего не знали о живописи и художниках. Репродукции с картин великих мастеров печатаются в учебниках, в журналах, копии можно увидеть на стенах клубов, домов культуры, красных уголков, даже на конфетных фантиках.

Сказала с улыбкой глазами:
- Что, мальчиши-кибальчиши думаете, урока не будет? Будет! Даже оценки поставлю за устные ответы.
 (Улыбаться глазами научил меня Павел Степанович Касьянов, учитель географии, в восьмом классе. Будучи дежурным по школе, он подвёл меня к зеркалу в вестибюле и сказал, что девочке ржать как лошадь не прилично, можно, не показывая зубов, улыбаться глазами и улыбнулся. В зеркальном отражении я увидела лучистые, смеющиеся и очень добрые глаза своего учителя. «Поняла?» - спросил он. «Да » - ответила я. Дома я вертелась перед зеркалом, изображая улыбку глазами.)

В классе тишина и недоумение, на «рисовании» устные ответы? Зашумели, мы ничего не знаем. Знаете, сами того не подозревая. Глаза то у вас есть и уши тоже, а вот, умеете ли вы, видеть и слышать сейчас проверим. В глазах семиклассников появился интерес. Начался урок вопросов и ответов с моими комментариями. Времени урока не хватило, но услышав звонок я, как обещала, поставила оценки за участие без подготовки всем пять. Ребята не спешили уходить. Мне пришлось напомнить им, что это не последний урок.

После урока пошла к Антонине Петровне с просьбой, разрешить мне купить для уроков рисования бумагу, краски, карандаши, кисти, ластики и альбомы с репродукциями картин Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Пушкинского музея изобразительных искусств. Получив её одобрение, закупила всё перечисленное в культтоварах и магазине «книги». На следующем уроке, поставив экспозицию для рисования состоящую из драпировки (старая красная бархатная портьера), глиняной кринки и деревянных ложек, объяснив что и как будем рисовать, раздала всем четвертушки ватмана, на каждую парту поставила банку с водой для письма акварелью. Нарисовала схему будущего натюрморта на доске, проверила, как получился рисунок у ребят. Кто не справился с заданием, получил заготовку «раскрась сам». Все принялись раскрашивать, а я села за учительский стол и стала читать художественную книжку о детстве И.Е.Репина. На уроке воцарилась творческая тишина. В конце урока обошла класс, подправив огрехи начинающих художников.

Проводила уроки экскурсии, в перемену развешивала по стенам репродукции по темам: художники передвижники, персональные выставки Крамского, Репина, Верещагина, Сурикова, Серова и др., Русский музей, Эрмитаж. Понимая, что не всем дано видеть перспективу, чувствовать цвет, объём, я пыталась всеми доступными методами поделиться с ними своими знаниями и умением, которые я получила от своего деда профессионального художника и благодаря занятиям в ИЗОстудии клуба «Бумажников».

Рассказывая о художниках и их работах, я использовала межпрдметные связи с историей и литературой, биологией и анатомией и даже с геометрией. На оценки не скупилась. Оценивала прилежание. Двоечники стали исправляться и по другим предметам.

В классе 7 «в» учился Глеб У. художник-самородок. Как то он принёс огромную папку своих работ, чтобы показать их мне. Я была поражена, никогда прежде я не видела детских работ такого качества. Особенно ему удавалась вода: ручейки, реки, озёра, моря так и звали напиться, умыться, понырять и поплавать. Глеб, использовал различную технику письма и рисунка, и всё у него получалось замечательно. Я посоветовала ему поступать после восьмого класса в художественный техникум, но для этого надо было иметь хорошие оценки в свидетельстве об окончании школы.

А учился Глеб хуже некуда. Однажды в перемену я зашла в учительскую и наблюдала следующую сцену: посреди комнаты стояла немолодая женщина, одетая очень скромно даже по тем временам, и тихо плакала. Учителя, находившиеся в учительской, по очереди высказывали ей свои претензии в адрес её сына, Глеба У. Мне стало не по себе и я невольно всмомнила заповедь «не суди и не судим будешь». В результате этой, как оказалось не первой разборки, Глеб перестал ходить в школу. Взяв адрес в концелярии школы, я пошла к нему в гости, жили У. на улице Урицкого в доме рядом с милицией. Глеба дома не было. Его мама провела меня в его комнату, на стенах которой красовались не многочисленные этюды, пейзажи и моря с парусниками и лодками. Женщина, тихо плача, пояснила, что после выяснения отношений сын ушёл и не придёт пока не заработает денег на краски, кисти и холсты, потому что она в сердцах всё порвала, поломала и сожгла в печи, будь она не ладная. Повесила на стены то, что не успела уничтожить.

Я не торопилась уходить, что-то мне подсказывало, что женщине необходимо выговориться. Она предложила мне чая, я не отказалась. Женщина тихо, робко, а потом всё уверенней поведала мне, девятнадцатилетней девчонке, историю своей жизни. А сколько любви, тепла, обожания, заботы, тревоги я увидела в её глазах, когда она говорила о своём сыне. Для себя я поняла, что у любящих безответно матерей будут успешными дети. Пообещав, что с Глебом будет всё в порядке, я попросила листок бумаги и написала Глебу письмо, оставив которое почувствовала необычайное чувство ответственности.

Спустя несколько дней, Глеб пришёл в школу. Мы поговорили о будущем. Я предложила ему помощь по общеобразовательным предметам. Глеб справился без моей помощи, так как в школе были отличные учителя. Вопрос о его дисциплине и успеваемости был снят из повестки дня педсовета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий